≡ Каталог
Каталог

Твердотопливные котлы ATMOS: качественно, надежно, эффективно, дорого!

В этой статье мы хотим рассказать о твердотопливных котлах ATMOS. Информации об этих котлах в интернете сейчас достаточно много, причем, преимущественно, положительной. Хотя и не без ложки дегтя. Многие потенциальные покупатели считают той самой ложкой дегтя цену данных котлов, ссылаясь на более низкую цену конкурентов.

Оправдана ли столь высокая цена котлов ATMOS? Об этом и поговорим.

Интересно, что когда заходит спор о качестве продукции автопрома (внешний вид, комфорт, надежность, эксплуатационные расходы), спорящие более или менее приходят к консенсусу о том, что невозможно купить хороший и надежный автомобиль «за три копейки». Почему же в случае с котлами должно быть иначе?

Увы, чудес не бывает. А тем, кто верит в обещания невероятной эффективности, многодневной продолжительности работы котла на одной загрузке и при этом экономичности и неприхотливости к качеству топлива, хотим напомнить о печальном опыте многочисленных акционеров финансовых пирамид, которые тоже поверили на слово. К счастью, купив котел, вы не рискуете разориться, но шансы почувствовать себя некомфортно весьма велики.

Что в первую очередь определяет качество твердотопливного котла? Правильно, его эффективность, то есть способность получать максимальное количество тепла, сжигая минимальное количества топлива.

Как мы знаем из курса средней школы, горение – это химический процесс окисления, который сопровождается выделением тепла и света. А вот эффективность горения зависит от многих факторов. Вспомните хотя бы обычную керосиновую лампу – она может ярко светить, а может коптить. Это зависит от качества керосина, чистоты колбы, регулировки фитиля.

Эффективность горения в твердотопливных котлах также зависит от множества факторов, один из которых – качество топлива. О топливе поговорим чуть позже, а сейчас немного об условиях горения.

Не секрет, что одним из показателей эффективности горения является цвет и состав дымовых газов. Например, для сжигания природного газа главное – это смешать газ и воздух в правильной пропорции, тогда в котле мы увидим красивое голубое пламя, а из дымовой трубы будет выходить полностью прозрачная смесь из безвредного углекислого газа (СО₂) и парообразной воды (Н₂О). В морозную погоду водяные пары становятся видимыми и их некоторые принимают за белый дым. Содержание вредных примесей в дыме в этом случае будет крайне незначительным.

Все не так просто в случае с твердым топливом. Несмотря на то, что древесина или уголь состоят из тех же химических элементов, что и природный газ, и, по идее, при их сгорании в атмосферу должны улетучиваться те же СО₂ и Н₂О, добиться стопроцентного сжигания твердого топлива не получится. Вы наверняка обращали внимание на черный дым, вылетающий из дымохода? Это улетает в небо не сгоревшая (и весьма немалая) часть топлива, а вместе с ней и деньги на это топливо потраченные. Кроме того, несгоревшее топливо оседает на стенках теплообменника котла и дымовой трубы в виде сажи, ухудшая тем самым их работу.

Конечно, существуют различные инженерные решения, которые повышают качество горения, но до идеала все равно далеко.

Инженеры-конструкторы ATMOS решили эту задачу кардинально: они разделили процесс горения твердого топлива на два этапа.

Пиролиз

Газообразное топливо горит лучше и эффективнее, чем твердое. Говоря простым языком, частицы газа «более охотно» вступают в реакцию с кислородом. Так что, фактически, задача сводится к превращению твердого топлива в газ (газификации). Вот по этому пути и пошли конструкторы ATMOS – частичная или полная газификация твердого топлива с последующим «дожигом» образовавшихся газов.

Сама по себе идея не нова, этот процесс был хорошо знаком с тех времен, когда люди научились производить древесный уголь для выплавки и обработки металла. Только тогда этот процесс принудительно останавливали и не сжигали уголь полностью, так как производство угля и было основной целью. А вот выделяющийся горючий газ стали использовать относительно недавно.

Используя этот опыт, инженеры ATMOS сумели построить компактный и очень эффективный котел на базе установки, генерирующей горючие газы из твердого топлива.

Теперь о том, как реализована эта идея в котлах ATMOS. Для разделения процесса горения на несколько фаз, камера сгорания котла выполнена из двух частей, вертикально расположенных друг над другом. На рисунке фронтальный разрез котла напоминает цифру «8». В верхней камере котла загруженное топливо тлеет при высокой температуре и недостаточном (для поддержания прямого горения) количестве воздуха. Образовавшиеся перегретые горючие газы поступают в нижнюю камеру через керамическую форсунку, смешиваясь с подогретым вторичным воздухом. Смесь газов, образовавшихся в результате термического разложения древесины или угля, называется пиролизным газом.

Пиролизный газ полностью сгорает при попадании в нижнюю камеру котла. Состав и цвет отходящих дымовых газов в этом случае будет практически такой же, как при сжигании природного газа. И температура горения этой смеси будет близка к температуре горения магистрального газа, то есть выше 1300°С. Для сравнения, температура горения дров в обычной печи или в котле классической конструкции не превышает 850°С, при условии, что дрова сухие (не более 20% влажности) и состоят из твердых пород дерева.
В этом и состоит основная причина высокой эффективности котлов ATMOS.

Загрузочная камера Нижняя камера сгорания

 

Конструкция

Следующая причина - наличие вытяжного вентилятора и правильная конструкция теплообменника, способствующая максимальному «снятию» образовавшейся тепловой энергии. Этот факт подтверждается относительно низкой температурой дымовых газов.

 

Трубчатый теплообменник Вытяжной вентилятор 

 

Керамика

Многие твердотопливные котлы, включая котлы премиальных брендов, не имеют защитных керамических элементов в камере горения. На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Но это только на первый. Посмотрим, почему.

Сухая древесина начинает газифицироваться при нагреве до 400-500°С, при этом образуются относительно тяжелые химические соединения, которые сгорают не полностью, а температура в пламени едва приближается к 1000°С. А при нагреве до 600-700°С древесина превращается в более легкие газы, которые реагируют с кислородом полностью. В результате температура внутри факела существенно выше 1000°С. Длительное воздействие столь высокой температуры, да еще и узконаправленное (факел), способно разрушить не только сталь, но и чугун. Вот поэтому в котлы ATMOS устанавливаются керамические форсунки и отражатели.

В самых последних версиях котлов ATMOS установлена также и в верхней камере, благодаря чему пиролизный процесс происходит при еще более высокой температуре.

К слову сказать, наличие керамической облицовки в котле можно считать своеобразным индикатором его эффективности. Почему? Допустим, производитель заявляет КПД твердотопливного котла на уровне 85-93%, но при этом в котле отсутствуют защитные керамические элементы. Это свидетельствует о том, что пиролизное сжигание древесины в нем происходит при температуре ниже 1000°С, в противном случае такой котел не «дожил» бы даже до окончания гарантийного срока. А, как мы уже знаем, эффективно котел сжигает топливо при температуре выше 1000°С.

Стоит также обратить внимание на такой показатель эффективности сгорания как температура дымовых газов. Если он отсутствует в описании котла, то это серьезный повод задуматься. Ведь скажи производитель честно, что эта температура приближается к значению в 300°С – у покупателя возникнут вопросы относительно эффективности теплообменника и котла вообще.

Качество сборки

Отдельного внимания заслуживает качество сборки котлов ATMOS. Они изготовлены из котловой стали достаточно большой толщины - 6-8 мм, но при этом края стальных деталей как будто отрезаны и сварены ювелиром.

Дверцы котла (обычно их две) выполнены из котлового чугуна, благодаря чему на протяжении всего срока службы их «не ведет». С внутренней стороны дверцы оснащены термически устойчивыми пластинами, что защищает котел от лишних теплопотерь, а дверцы - от перегрева. Уплотнения по периметру выполнены из термостойкого каната и обеспечивают максимальную плотность и легкость закрытия дверцы: как будто закрываешь дверь дорого автомобиля – мягко, бесшумно и надежно.

Комфорт

Кроме того, котлы ATMOS исключительно удобны в обслуживании и эксплуатации. Они оснащены герметичными ревизионными люками, а большая загрузочная камера с широким отверстием позволит закладывать в топку крупные поленья, причем, в достаточно большом количестве.


Интеллектуальная панель управления

Большинство котлов ATMOS оснащены оптимальным набором приборов измерения, управления и защиты. Есть встроенный контур охлаждения котла. И, что немаловажно, в архитектуру управления котлом заложена возможность модернизации. Для этого на панели управления предусмотрено штатное гнездо для установки интеллектуальной автоматики, которая снабжена целым набором датчиков для контроля температуры в котле, трубопроводах, тепловом аккумуляторе, бойлере ГВС, в помещении и на улице.

Качество топлива

А теперь вернемся к качеству топлива. Котлы ATMOS весьма чувствительны к влажности древесины, о чем предельно честно написано в инструкции к котлам: топливо должно быть сухим и качественным. Это важно, так как при влажности топлива выше 20%, производительность котла может снизится до 50% от указанного номинального значения. Возможно, кто-то посчитает это слабым местом котлов ATMOS. Но! Вы же не будете удивляться плохой работе двигателя автомобиля, если зальете в его бак некачественное топливо или топливо с октановым числом ниже требуемого? Или будете? Решать вам.